ГИБДД начала штрафовать за ксенон
03.03.2010
Памятка по ксенону или "десять заповедей ксенонщика".
ГИБДД начала штрафовать за ксенон

Уже в нескольких регионах страны местные отделения Госавтоинспекции проявили инициативу и начали привлекать за "левый" ксенон по ч.3 ст.12.5 КоАП. Именно в ней предусмотрена ответственность за управление автомобилем, если цвет огней и режим работы его световых приборов не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации (приложение к ПДД). За такое нарушение грозит серьезное наказание — лишение прав от шести месяцев до года.

Первыми на практике опробовали нововведение инспекторы Татарстана. Следом за Татарстаном применять новую практику начали в других регионах, пишет "Российская газета". Главный вопрос в том, как "на глаз" определить "законность" установки ксенона и какое наказание применять в каждом конкретном случае.

Именно поэтому ГАИ и дала новые разъяснения, которые размещены на сайте департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России. Определить в полевых условиях, предназначена фара для использования ксенона или нет, по данным ГАИ, довольно просто: инспектору достаточно прочитать маркировку стекла фары. Если в ней есть буква "D", значит, скорее всего, использование газоразрядной лампы законно. Если нет — водитель однозначно нарушает вышеупомянутый пункт ПДД, режим работы такой фары не соответствует требованиям безопасности.

Главные отличия сертифицированного ксенона от его "левого" собрата: буква "D" в маркировке фары, стекла и самой лампы. Правильный ксенон оборудован автоматическим корректором: при включении фары она светит сначала в землю, а потом поднимается до нужного уровня, в зависимости от наклона местности или загрузки автомобиля. Ксенон в обязательном порядке оборудуется омывателем фар.

Нововведения вызывают массу споров по поводу применения данной практики на дороге. По закону, инспектор ГИБДД не имеет права проверять техническое состояние автомобиля при наличии талона ТО. С другой стороны, остановив водителя, например, за превышение скорости и вдруг обнаружив несоответствие фар, он должен возбудить против него административное дело по этому факту.

Надо отметить, что использование ксенона, не только прихоть водителя, но и средство повышения безопасности на дороге. Российские трассы отличаются большим количеством ям и рытвин, да и освещение дорог не всегда на хорошем уровне. Тем водителям, которые все-таки решили установить ксенон на свой автомобиль, департамент советует требовать от сервиса замены фары полностью, а не только лампочки. При этом спрашивать сертификат соответствия на устанавливаемое оборудование. Если сертификата нет — с таким сервисом лучше не связываться.

Памятка по ксенону или "10 заповедей ксенонщика":

1. Определить, штатный ксенон или нет.

Если ваш автомобиль – "Жигули", то можно сразу переходить к следующему пункту: для "Жигулей" не выпускались фары с ксеноном. Никогда.

Если у вас иномарка, то следует внимательно осмотреть фары. На новых автомобилях ксенон выпускают обязательно с омывателями фар (ксеноновые лампы сильно теряют эффективность от грязных стёкол) и автоматическим корректором. Именно автоматическим, а не электрическим. Корректор должен сам регулировать высоту света в зависимости от загрузки автомобиля. Можно проверить его наличие, качнув автомобиль или посмотреть, как машина ведёт себя при запуске. В действующий сейчас ГОСТ Р 51709-2001 были внесены изменения 23.06.09, а именно исключили требование автоматического корректора (пункт 4.3.2.2.). Это означает, что требовать в обязательном порядке его не имеют права. Но если он есть, то это показатель того, что ксенон уж точно установлен производителем.

Если Вы не нашли на машине автоматического корректора фар и омывателя фар, то возможно ксенон поставлен и не производителем, но это ещё не означает, что он не соответствует требованиям. В первую очередь требуется проверить соответствие фары и лампы. Иными словами, если у вас лампа ксеноновая, то и фара должна быть соответствующая. Маркировки на фарах делают по международным нормам. Для начала внимательно рассмотрим само стекло фары. Маркировка может быть в любом месте и не бросаться сразу в глаза. Если не находим на стекле, то открываем капот и ищем на корпусе фары. Где-то должна быть маркировка. Если фара полностью промаркирована, то на ней ещё рядом с типом фары должна быть буква Е в кружке. Мы ищем что-то, где есть буква D. Это может быть DC или DCR, но может быть и что-то иное. Например D2R или D2S. Первая буква D означает, что это ксеноновая лампа, а остальные – это её тип. Ну к примеру DC – только ближний свет, а DCR и ближний и дальний. Но это уже не принципиально, ведь главное, что фара предназначена для ксеноновой лампы и претензий ГАИ быть не должно. Но поскольку инспектор мог и не прочитать нашу инструкцию и не знать, как правильно отличать лампы, лучше прочитайте инструкцию полностью.

Если Вы нашли на лампе маркировку HRC или любую другую с буквой Н, то это означает, что фара предназначена для галогенной лампы и устанавливать в эту фару ксенон запрещено. Возможны маркировки и просто C, R и CR – для обычных ламп накаливания.

Есть и такие фары, на которых имеются несколько разных маркировок. Это один из двух вариантов. Или это (а такое допускается международными стандартами) на фаре отмечены все виды фар производителя, а конкретный вид уже будет в виде наклейки на фаре. Или фара на самом деле допускает установку разных ламп (хотя люди науки от ГИБДД и уверяют, что это не возможно), просто лампы ставятся производителем с различной "начинкой" (отражатели, линзы, и.т.д.). В обоих этих случаях, на мой взгляд доказать достоверно вину водителя не возможно и должна действовать статья 1.5. про неустранимые сомнения в его виновности. Если Вы убедились, что у вас лампа не соответствует требованиям, то переходим к следующему пункту инструкции.

2. Сменить ксеноновые лампы на обычные.

Если у вас фары для обычных ламп, а внутрь вы поставили (или не вы, а предыдущий владелец автомобиля) ксеноновые лампы, то в этом случае рекомендуем привести свой автомобиль в порядок (поставить обратно те лампы, которые должны стоять на машине). Даже если вы гениально будете прятаться от инспекторов ГАИ, грамотно им "пудрить мозги", то при прохождении ГТО всё равно придётся лампы менять, ведь усиление контроля неизбежно. Не стоит рисковать наказание за данное нарушение серьезное: лишение права управлять автомобилем на срок от полугода до года.

Если вы по какой-то причине не послушали совета и не привели фары в порядок, то читайте инструкцию дальше.

3. Осмотр и досмотр машины инспектором ДПС.

Если вас остановил инспектор, то ему нужно каким-то образом "обнаружить" ксеноновую лампу. Для этого нужно провести осмотр, а если водитель откажется, и снаружи не видно маркировку, то и досмотр. Досмотр проводится с составлением протокола и в присутствии двух понятых.

"Основная мысль, которую я сейчас пытаюсь до вас донести, что у инспектора есть способы законно заглянуть к вам под капот, даже если вы этого не хотите. И препятствовать в этом не нужно, дабы ещё не обвинили в невыполнении законного требования сотрудника милиции", — отметил председатель МРОД "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов.

4. Инспектор нашёл буквы H и D. Ваши действия.

Допустим, инспектор всё же обнаружил, что на фаре у вас буква H, а на лампе буква D. После этого составляется протокол о нарушении. Не будет лишним повторить, что подобное нарушением можно квалифицировать по ч.1. ст.12.5. (штраф 100 рублей), но ГАИ считает это нарушением режима работы, что уже влечёт наказание в виде лишения водительского удостоверения на срок от полугода до года по ч.3 ст.12.5. Что решит суд, точно прогнозировать сложно, ведь практика есть разная.

Рассмотрим случай, когда вас обвиняют именно по ч.3 ст.12.5. "Сознаться в нарушении, конечно, можно, но если вы согласны с нарушением, то почему тогда ещё на п.2 инструкции не послушали меня и не поменяли лампы? Так что пишем в объяснениях, что "С нарушением не согласен. Цвет и режим работы световых приборов соответствует требованиям действующего законодательства", — объясняет Александр Холодов.

5. Меры, которые может применить инспектор.

Не забываем, что статья "лишенческая" и по ней изымают водительское удостоверение, взамен выдав временное разрешение. Вторая мера обеспечения, которую может применить инспектор – это "запрет эксплуатации" (ст.27.13. КоАП РФ) — "снятие номеров". Номера автомобиля снимут до устранения причины задержания (иными словами, пока лампочки не будут вынуты). Со снятыми номерами можно передвигаться лишь сутки, так что остальное время до суда водителю придётся быть пешеходом.

Если водитель докажет свою правоту в суде, потом последует иск о взыскании ущерба от незаконных действий инспектора. Ну, а водителю придётся, скорее всего, принять непростое решение: или помочь инспектору получить доказательство (самостоятельно отдать ему лампочки) или остаться без номеров.

"Очень любопытный момент: мне удалось посмотреть в разных магазинах разные комплекты ксеноновых ламп. На китайских и дешевых (которые обычно и ставят владельцы жигулей) я не встретил маркировки, обозначающей, какой это тип лампы. Как в этом случае будут доказывать в суде, что лампа именно ксеноновая, я не знаю. В таких случаях нужно экспертизу проводить, но затраты тогда за счёт государства, а государственные деньги принято экономить. А сомнения все (КоАП ст.1.5.) в пользу водителя", — отметил председатель МРОД "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов.

6. Арест ламп/автомобиля.

Чтобы лампочки инспектор забрал, ему придётся произвести арест вещей. В данном случае — лампочки. Делается это на основании ст.27.14. КоАП РФ.

Если инспектор не сможет арестовать лампочки, он может арестовать машину. "Я уточнял в ДОБДД, как они собираются это делать и где планируют хранить машины. Планируется, оставлять машины владельцам на ответственное хранение. Как бы запрещено будет куда-то её девать и нужно будет следить за сохранностью. Правда, процедура такая не ясная и не чёткая, то я не вижу никаких сложностей, чтобы продать автомобиль или сделать с ним что-либо ещё. Ну и "рычаг" для воздействия на водителя получается неплохой: можно же попугать тем, что машину отберут. И многие – испугаются", — отметил Холодов.

7. Подготовка к суду.

Вам предстоит доказать судье, что вы не нарушитель и что ответственности по ч.3. ст.12.5. быть у вас не должно. Если вы уверены, что у вас лампы установлены без нарушений, а ГАИ просто заблуждается (например, на фаре у вас есть маркировка в виде буквы D, но инспектор не слушал ваши доводы, заблуждаясь или сознательно игнорируя требования закона), то нужно заранее озаботиться доказательствами вашей невиновности, чтобы не "попасть под раздачу".

Во время оформления протоколов и досмотра автомобиля, ареста лампочек, фиксируйте всё на фото или видео камеру (хотя бы в мобильном телефоне). Обращайте внимание понятых и свидетелей на маркировку ламп и фар. Они же потом могут дать показания в суде. Судья вряд ли пойдёт потом к вам в гараж смотреть на фары, да и сложно будет убедить, что не "перед судом всё поменял". Так что фиксируйте доказательства сразу. Потом может быть поздно. Если на лампочке нет маркировки или маркировка, к примеру, не ксеноновой лампы, то зафиксируйте это тоже. Хочется верить в честность инспекторов, но вдруг подменят лампы и в суд уже придут не ваши.

8. На что следует ссылаться в суде.

В суде можно попробовать сослаться на действующий сейчас ГОСТ Р 51709-2001, в котором описаны режимы работы световых приборов как "ближний свет" и "дальний свет". От того, что поменялась лампа на ксеноновую, режим работы не поменялся. Можно попробовать сослаться на решение Верховного суда Татарстана (а именно там началась впервые "ксеноновая война") 4а-833м от 20 июля 2009 года. Судье будет приятно знать, что судебная практика такая уже существует.

Можно попробовать сослаться на то, что режим работы у фар "непрерывный". Это, конечно, не подтверждается так красиво ГОСТом, но по сути это правильно. Наказание изначально вводилось именно для любителей стробоскопов в штатных лампах.

9. Опасность для юридических лиц.

У тех, кто устанавливает такие лампы, тоже могут быть проблемы: штраф до 500 000 руб. для юридических лиц. То же касается владельцев таксопарков и автопарков: озаботьтесь дополнительным контролем своих автомобилей на предмет возможных переоборудований. Ведь если вы оказываете услуги населению и услуги не отвечают требованиям безопасности, то тут может быть даже и уголовная ответственность.

10. Обращение к носителям ксенона.

"Несмотря на то, что я написал памятку и всячески защищаю тех автомобилистов, которых, на мой взгляд, не совсем законно хотят лишать водительских удостоверений, я присоединяюсь к просьбе огромной армии автомобилистов, которых слепят фары встречных автомобилей. Уважаемые автомобилисты, думайте не только о себе, но и о встречных машинах, которые вы слепите. Приведите свои машины в соответствие с требованиями законодательства. Если вам и получится избежать административного наказания за "ксенон", то думайте и о том, что ослеплённый вами встречный автомобиль может и въехать в вас. Удачи на дорогах!", — Председатель МРОД "Комитет по защите прав автомобилистов" Александр Холодов.

Новости по теме:

ГИБДД хочет отлавливать "автомобилистов с ксеноном"

Автоклуб для Екатеринбурга
Ваше имя:

Ваш комментарий:

21 век на дворе,люди в космос летают,а в России еще оптику под ксенон на отечественные автомобили не придумали.дурдом
— Руслан, 10.03.2011 20:01
А мне как быть? У меня есть маркировка HRC и D2R. что то я не понял! подходит или нет?
— Раман, 18.12.2010 16:24
Быстрее на тебя встречка вылетит, которая яму не замет !
— , 12.11.2010 20:46
А как же НАНОГЕХНОЛОГИИ ведь водитель делает ксеноновый свет, чтобы обезопасить ВСЕХ?????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
— Константин, 10.10.2010 00:31

© 2009 www.autoclub4ek.ru Автоклуб для Екатеринбурга.

Все замечания, пожелания, новости и любую дорожную информацию присылайте на news@autoclub4ek.ru или звоните по телефону 8 905 805 2 444.

При использовании материалов сайта Autoclub4ek.ru ссылка на «Автоклуб для Екатеринбурга» обязательна.

Контактный адрес: 620041, Екатеринбург, пер.Шадринский 16. Тел: (343) 2163238