33 года назад произошла самая страшная транспортная катастрофа за всю историю Армении
16.09.2009
В Ереванское водохранилище упал троллейбус с 92 пассажирами.
33 года назад произошла самая страшная транспортная катастрофа за всю историю Армении

В этот день, 33 года назад, произошло событие, которое долго замалчивали в СССР. После этой трагедии 11-кратный рекордсмен мира, 17-кратный чемпион мира, 13-кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР по подводному плаванию Шаварш Карапетян не смог вернуться в большой спорт.

"Номер 15, громыхая, шёл привычным маршрутом по песчаной дамбе Ереванского озера, за окнами висел мокрый сентябрьский день… Кто говорил, что у водителя случился сердечный приступ, кто вспоминал, что какой-то раздраженный пассажир затеял с ним свару, кто теперь узнает? Но троллейбус сорвался с моста и камнем ушел в воду...", — из статьи "Что человек может", опубликованной в "Литературной газете" в 1982 году.

16 сентября 1976 года троллейбус, в котором находились 92 человека, рухнул с моста на дно Ереванского водохранилища. Шаварш Карапетян в это время совершал по набережной тренировочную пробежку с двадцатикилограммовым грузом на плечах. Через мгновение спортсмен уже был в воде и ногами, вопреки законам физики, смог выбить стекло в троллейбусе, чтобы спасти людей. Порезав ноги, но не чувствуя боли, он вплыл в салон и стал руками нащупывать людей. Они были, как манекены, как бесчувственные куклы. Когда Шаварш выплыл с первым спасенным человеком, его брат Камо был уже на берегу. Оценив обстановку внизу, он понял, что спасать людей придется ему одному. Хотя Камо и был спортсменом-подводником, его квалификации было недостаточно.

Двадцать минут в ледяной воде. Двадцать спасенных. На самом деле он вытащил из троллейбуса больше, но не всех удалось вернуть к жизни. Под конец он уже был в таком полуобморочном состоянии, что вместо человека поднял дерматиновое сиденье.

-- "Я после этого установил один мировой рекорд и рекорд Европы, — рассказывал Шаварш Карапетян, — и ушел из спорта. Раньше легко выигрывал, игрался со своими соперниками, а теперь уже боролся. Я проигрывал свои коронные дистанции... И так тяжело было плыть, словно гири привязали."

Сегодня эксперты говорят, что Карапетян был единственным человеком в мире, который смог совершить такое. На следующее утро врачи поставили ему диагноз: общее заражение крови и двустороннее воспаление легких. Тяжёлая болезнь закончилась инвалидностью и прекращением спортивной карьеры.

Что касается причин аварии, кто выжил, рассказывали, что к водителю подошел мужчина и сказал: "Останови троллейбус, мне надо выйти". Водитель ответил: "Это не такси". После чего пассажир схватил монтировку в кабине и ударил водителя по голове.

Кстати говоря, газетчики, оповестившие мир об этом удивительном подвиге, рассказали и о том, что никто из тех людей, которых Карапетян вернул к жизни, не приложил никаких усилий к тому, чтобы хотя бы узнать имя своего спасителя... Никто из спасенных не пришел к Шаваршу и не поблагодарил его.

После всего этого Карапетян устроился инженером на завод. Потом уехал со своей семьей за границу. В 1993 году приехал в Москву. У него не было ничего: ни денег, ни прописки, ни квартиры. Он пытался выжить. По словам Шаварша, это оказалось тяжелее, чем спасти людей из троллейбуса. Карапетян собрал обувщиков и открыл на юго-западе мастерскую. Известно, что армяне — лучшие сапожники. Дело пошло. Сейчас у него свой бизнес, а его специалисты считаются лучшими в Москве.

Как его отблагодарили. Рассказывает Геннадий Бочаров, публицист: Что я только не делал, чтобы Шаваршу дали Героя! Обещали, что его сделают министром спорта. А вместо этого его назначили директором юношеской школы.

Генеральный директор ЮНЕСКО в Париже вручил Шаваршу специальный наградной знак. Потом об этом подвиге было даже сказано с трибуны ООН. Я в третий раз прилетел в Ереван и разговаривал с первым секретарем ЦК партии Армении. Опять обещали... И в этот момент происходит странная вещь. Шаваршу дают орден "Знак почета". А по закону СССР, если дают хоть какую-то награду, то потом в течение пяти лет награждать не имели права! Мы письменно обращались к Брежневу. Трижды выступали по ТВ.

Сейчас я понимаю, чего они боялись. Они понимали, что награда Шаварша соскоблит блеск с их звезд.

Автоклуб для Екатеринбурга
Ваше имя:

Ваш комментарий:

© 2009 www.autoclub4ek.ru Автоклуб для Екатеринбурга.

Все замечания, пожелания, новости и любую дорожную информацию присылайте на news@autoclub4ek.ru или звоните по телефону 8 905 805 2 444.

При использовании материалов сайта Autoclub4ek.ru ссылка на «Автоклуб для Екатеринбурга» обязательна.

Контактный адрес: 620041, Екатеринбург, пер.Шадринский 16. Тел: (343) 2163238